Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Муниципальный этап Всероссийского

профессионального конкурса

«Воспитатель года России» 2021 года

номинация «Лучший воспитатель»

 

 

 

 

Педагогическая находка

 

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи с детьми старшей группы

«Семья. Семейные традиции»

воспитателя

муниципального дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад №22»

Соколовой Юлии Алексеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мирное 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья занимает важное место в жизни человека. В семье человек растёт, в ней развивается и формируется его характер. Как для взрослых, так и для детей важную роль в формировании личности играют традиции семьи. С их помощью сохраняется связь между поколениями, отношения между родителями и детьми, они позволяют ощутить стабильность жизненного уклада и гордость за свою семью.

 

ООД

 

Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Задачи:

1.Расширять и совершенствовать знания детей о родственных отношениях в семье.

2. Активизировать словарный запас, уточнить значение слов «родственники», «традиция», «ритуалы»

3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи

4. Развивать интерес к семейным традициям.

Методы и приемы:

Словесные:

1.Беседа с детьми на тему «Моя семья»

2.Обьяснение.

3. Вопросы.

4. Поощрение.

Практические:

1.Игровая ситуация, игровой прием.

2.Хоровые и индивидуальные ответы.

3. Опросы.

4. Физминутка.

Индивидуальная работа:

  1. Проконтролировать правильное выполнение заданий.
  2. Развивать навыки самоконтроля у детей.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук с компьютерной презентацией «Семейные традиции, самовар, люлька, гелевый шар в виде сердца, коробка- сюрприз , лучики солнца, тучки из бумаги, картинки для вырезания, клей- карандаш, ножницы ( по количеству детей),сердечки из картона.

Словарная работа: семья, семейные традиции , колыбель, люлька.


 

Ход ООД:

Вводная часть:

(Звучит музыка «Солнечный круг», под музыку дети входят в зал)

(Слайд 1)

Дети заходят в групповую комнату, становятся в полукруг.

Воспитатель: Добрый день, ребята сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит.(Слайд 2)

Дети: Да

Воспитатель: Давайте посмотрим (Воспитатель достает из посылки сердце) ( Слайд 3)

Воспитатель: Какое красивое сердце-это для вас ребята. А что же здесь написано:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас друзья?

Ваша дружная ….

Ответ детей: семья (Слайд 4)

Воспитатель: Правильно и сегодня мы с вами поговорим о самых близких и родных людях: кто для вас эти люди? Кого вы больше всех любите? Кто больше всего любит вас? (мама, папа, бабушка , дедушка..) Как одним словом можно назвать всех этих людей? (семья) (слайд 5)

Семья – это место где близкие и родные всегда нас любят и ждут.

А кто входит в состав семьи, мы узнаем, поиграв в игру «Доскажи словечко». (Слайд 5)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить,

Все вы знаете ребята,

Это наш любимый … (папа)

Ароматное варенье, пироги на угощенье,

Вкусное оладушки, от любимой … (бабушки)

Он трудился, не от скуки

У него в мозолях руки

А теперь он стар и сед

Это наш любимый … (дед)

Кто любит меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка.

Моя старшая …(сестренка).

Кто веселый карапузик

Шустро ползает на пузе,

Удивительный мальчишка

Мой родной младший … (братишка).

Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семья - означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей - и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу. А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

(Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.)

Воспитатель: Семьи бывают разные: есть большие семьи, когда есть мама, папа, и несколько детей, а есть маленькие, например мама и ребенок. Но самое главное, чтобы в семье заботились друг о друге, помогали и, конечно же, любили.

Воспитатель: Вам нравится ваша семья ?Ребята, давайте поиграем в игру, а «Какая ваша семья» (На магнитной доске прикреплено солнце , дети называют комплимент и прикрепляют лучик к солнцу)

  • Родная, дружная , здоровая, крепкая, гостеприимная.

Воспитатель: Как вы думаете, что разрушает семью?

  • прикрепляю тучки, которые закрывают солнышко.)

- Ссоры, обиды , конфликты , непонимание , непослушание , лень , обидные слова.

Воспитатель: Вот видите ребята как тучки (плохие поступки могут испортить жизнь вашей семьи, поэтому мы не должны ссориться и огорчать друг друга в семье).

Воспитатель: У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете? (Своими обычаями, традициями)

Воспитатель: Главное отличие -это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция - это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек). Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Воспитатель: Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях ? Ответы детей.

Физминутка: (Слайд 6)

• Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

• У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

• Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

• У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

• Хлопните те, кто очень любит свою семью.

Воспитатель: Ребята, семья-это не только просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же -традициями). Дети садятся на стульчики.

Показ презентации «Семейные традиции» (воспитатель комментирует слайды). (Слайд 7,8,9,10)

  • У одних семей - это семейные обеды, у других на праздник рисовать поздравительные открытки, у третьи - сказки перед сном, прогулки всей семьей, совместные походы в кино, и многое другое Некоторые семьи собирают семейный альбом. Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как люди раньше жили в старину? (Да)

Воспитатель: - Ребята давайте, закроем глазки и скажем: «Мы собираемся, в дальний путь отправляемся» (звучит музыка)

(Воспитатель накидывает платок на плечи)

Воспитатель: Ребята, открывайте глазки . Где же мы оказались? Это же русская изба. (Слайд 11)

Воспитатель: Вот это , чудеса! Мы оказались в далеком прошлом ,где было все совсем по-другому . Давайте посмотрим как жили люди и соблюдали семейные традиции (воспитатель показывает картинку с «Хлебом и солью») (Слайд 12)

Воспитатель выносит каравай с солонкой.

Раньше гостей встречали с хлебом - солью, кланялись в пояс, показывая свое уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель приглашает детей к столу .

Воспитатель:Гость на порог- хозяину радость. Прошу в избу, будем как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный самовар, вы знаете для чего он предназначен? (Слайд 13) (В нем грели воду для чаепития, это было семейной традицией)

Воспитатель: Самовар кипятили, угощали гостей чаем с пирогами, калачами, кренделями, пекли их в печи, а чай заваривали травяной….

Воспитатель: Посмотрите , знаете что это? (Слайд 14) (колыбелька)

Воспитатель: Правильно ребята в ней качали деток. Традицией было напевать колыбельные песенки. Давайте не много послушаем колыбельную (воспитатель поет небольшой кусочек песни «Ай, лешеньки - люли»).

На улице дождик

С ведра поливает

С ведра поливает

Землю прибивает

Землю прибивает

Брат сестру качает

Брат сестру качает Ее величает

Расти поскорее

Да будь поумнее

Воспитатель:(Слайд 15) Ребята, издавна каждая семья имела свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности. Я хочу предложить вам сделать семейный герб. За основу мы возьмем сердце, которое мы получили сегодня. Что означает сердце?

Дети: добро, сердечность, готовые прийти на помощь.

Воспитатель: что же мы поместим на сердце? (игрушки, мяч, маму, папу)

Это означает, что у нас счастливо детство, много игрушек, рядом ваши любимые родители.

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат принадлежности: сердце, клей, ножницы, картинки на выбор. Ваша задача – нужно выбрать по желанию, то что вы бы хотели увидеть на семейном гербе.

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Моя семья

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик-я.

Вот и вся моя семья.

Дети садятся за стол и начинают делать вместе с воспитателем герб семьи.

Воспитатель: вот такой замечательный семейный герб у нас получился.

Воспитатель: Ну, что ж ребята пора возвращаться в наше время, в детский сад, давайте закроем глазки и проговорим слова: «Раз, два, три снова дома

мы».

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Кто скажет, что такое семья? (Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.)

Воспитатель: Молодцы, правильно! Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья со своими традициями.

Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости, благополучия).

Воспитатель: Эти сердечки (ваш семейный герб), который сделали своими руками , вы возьмете домой и подарите своим родителям , и скажите как сильно вы их любите

«Пусть всегда будет в семье» (смех, цветы, папа, мама, счастье , любовь).

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, как вы оцениваете свою работу на нашем занятии, если у вас все получилось - прикрепите это солнышко на сердечко, а если что-то не получилось, то прикрепите эту тучку. (Слайд 16)

Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Любите и цените счастье - оно рождается в семье

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле (Слайд 17)

 

%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%

 

%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B0.jpg

 

s1200-2.jpg?1610658437

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C.jpg?1610657938%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%


 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.